25 декабря 2020, 15:35
Круглый стол на тему:
«Комическое в русской литературе 20-30-х годов»
19.12. 2020 г. в рамках научной работы кафедры русского языка и литературы в группе 1НР был подготовлен и проведен круглый стол на тему: «Комическое в русской литературе 20-30-х годов». Работу студентов организовала доцент кафедры, кандидат филологических наук Богачева И.В.

В мероприятии приняли участие студенты 1 НР. Доклады подготовили: Королева В., Бобакова Ю., Юркова Ю., Пиданова А., Гончарова А., Верхомий А., Иванова М.

Цель проведения круглого стола: используя историко-литературный подход и метод литературоведческой компаративистики, исследовать специфику комического в творчестве русских советских писателей: выявить общее и различное.

Предмет обсуждения: сатира и юмор в произведениях М. Зощенко, М. Булгакова, И. Ильфа и Е. Петрова, А. Аверченко в 20-30-е годы..

Задачи: уточнить основные понятия: комическое, комизм, сатира, юмор, ирония и т.д.; рассмотреть элементарную и сложные формы комического, приемы создания комического эффекта на разных уровнях художественной формы; выявить специфику комического в произведениях вышеназванных авторов.
В рамках круглого стола были рассмотрены вопросы:

- комический сказ в произведениях М.Зощенко и приемы создания комического эффекта на уровне художественной стилистики рассказов Зощенко; преобладающие формы комического в произведениях писателя разных периодов его творчества;
- синтез комического и трагического в повести м. Булгакова «Собачье сердце»;
- способы и приемы создания комического эффекта на разных уровнях художественной формы в «Двенадцати стульях» Ильфа и Петрова;
- своеобразие комического в произведениях А. Аверченко.

По результатам круглого стола студентами-практиками были сформулированы выводы:

Комическое в литературе 20-х годов зачастую выступает в синтезе с трагическим, образуя устойчивый гротескный симбиоз – нередко о серьезном авторы говорят на языке грубой комики (фарса), с целью усиления художественного воздействия на читателя. (В «Собачьем сердце» Булгакова).

В рассказах Зощенко 20-х годов доминирует юмористическое начало, в произведениях 30-х годов ведущим эмоциональным тоном становится сатира.

Комическое в произведении Ильфа и Петрова образуется с помощью приемов словесной комики, комизма положений и комизма характеров. Сатирическое начало маскируется за буффонадой, берлеском, гротеском и комизмом фарсового типа.

При всем разнообразии комедийных средств и с учетом разных подходов к изображению и изображаемому, общим для всех авторов является сатирическое осмысление пороков и доходящих до абсурда противоречий советской действительности 20-30-х гг. Почти у каждого писателя в той или иной мере присутствует трагизм, отражая перипетии этой сложной эпохи.
Made on
Tilda